На могиле Микао Усуи из камня был высечен Ка-мон,
т.е. семейный герб, обозначающий в Японии принадлежность к известному роду.
Фамильным гербом семьи Усуи является символ Ботхисаттвы Мекэн, который в свою
очередь представляет собой семейный герб древнего самурайского клана Тиба.
Ка-мон в Японии играет исключительно важную роль для изучения происхождения и
истории японской семьи. Именно эта возможность натолкнула меня на мысль об
исследовании этого вопроса в отношении семьи Микао Усуи.
Основой герба Тиба является круг, представляющий Вселенную.
Точка в центре круга соответствует Северной
(Полярной) звезде, причем по представлениям японцев именно она является центром
мироздания, она неподвижна и вся Вселенная вращается вокруг нее.
Чтобы глубже понять Усуи Рэйки Риохо и судить о Японии сегодняшнего дня, мало
знать историю этой страны и ее этноса. Необходимо, как сказал Н. Цед,
попытаться увидеть во всем многообразии исторических и культурных явлений - а
также ощутить в себе самом - древний дух самураев, выражающийся как в служении
господину, так и в способности воспринять Вселенную, уместившуюся на лепестке
розы.
Семья Усуи была старейшей и одной из самых процветающих семей клана Тиба. Ее
основной базой был дворец Усуи, Усуи-се в Инаба-ган, ныне Сакура-си, Тиба-кэн.
У дворца Усуи были дочерние строения, такие как дворец Сидзу, дворец Ивато и
дворец Сито. Семья Усуи содержала эти дворцы, расселяя там членов семьи и
укомплектовывая их слугами.
Основателем клана Усуи был Усуи Цунэясу (1106-1168) по прозвищу Рокуро. Его
отцом был Симофудза Госукэ, которого звали также Хэйдзоу. Такие имена давали
обычно сыновьям представителей высшего общества. Гонсукэ послал Цунэясу в район
Инаба, деревню Усуи, город Сакура, родной город Усуи, для дальнейшего развития
этой местности. Кстати, "деревня Усуи" и "город Усуи"
упоминаются в официальных документах в начале периода Камакура как владения
высших аристократов. Владения клана постоянно расширялись. В частности, до
самого конца периода Камакура Тиба Муромати доставлял из деревни Усуи материалы
и рабочую силу для строительства часовни Катори, что сделало его впоследствии
хозяином этого поместья.
Согласно записям в документах семей Тиба, их предки были могущественными
воинами. Клан Тиба являлся одним из наиболее знаменитых и влиятельных среди
самурайских семей во всей Японии. Эпохой возникновения сословия, именуемого
самураями, которое культивировало в качестве высших добродетелей преданность и
презрение к смерти, была эпоха Хэйан. С этой эпохой связано великое множество
героических легенд о верности, храбрости и жертвенности, вдохновлявших
искусство и литературу японцев и сформировавших их чувства. Самурай -
"тот, кто служит", это воплощение идеи абсолютной верности господину,
уходящей в глубину веков. В древнейших японских книгах о ранних кланах,
наследственной страже повелителя, записано, что их предки говорили: "Мы
умрем не в мире, но мы умрем, защищая государя. Если мы уйдем в море, наши тела
погрузятся в пучину. Если мы уйдем в холмы, наши останки зарастут травой".
Воспитанные в среде свято охранявшихся и культивируемых древних синтоистских
обрядов и традиций, пишет Н. Цед, с детства обучавшиеся воинскому искусству в
суровых условиях, прошедшие дзэнский психофизический тренинг, с рождения
усвоившие конфуцианские догмы, самураи уже в юности проявляли невиданную
стойкость, презрение к смерти, подчиняясь одному единственному закону - гири,
или закону чести. Перед этим законом меркли любовь и нежность, страх и
ненависть, сожаление и сострадание, человеческая привязанность, радость и
удовлетворение от тех простых вещей, которые заполняют жизнь каждого человека.
Философское воспитание, долгие часы медитаций, ежедневные физические упражнения
и стремление к духовной чистоте - вот что создавало личность самурая, навсегда
входило в его плоть и кровь. Душой его был меч, а профессией - война. В последующие
века обучение самурая обязательно включало в себя, помимо всего прочего,
овладение живописью, искусством каллиграфии, поэзией, и неудивительно, что о
самураях писали рассказы, слагали легенды и песни. Наряду с этим многие самураи
и сами оставили после себя прекрасные поэтические произведения, литературные и
философские сочинения, которые вошли в сокровищницу памятников культуры Японии.
"Среди цветов красуется сакура, - говорят в Японии, - cреди людей
самураи".
Вот что пишет Юдзан Дайдодзи в "Будосёсинсю" - "напутствии
вступающему на путь воина": "Самурай должен всегда помнить - помнить
днем и ночью, с того дня, когда он берет в руки палочки, находясь в
предвкушении новогодней трапезы, до последней ночи уходящего года, когда он
платит оставшиеся долги, - помнить о том, что он должен умереть. Это его самое
главное дело. Никогда не забывая об этом, он проживает долгую жизнь, сохраняя
верность и сыновнюю почтительность, сможет избежать бесчисленных зол и
несчастий, сохранить себя от бед и болезней, наслаждаясь радостями жизни.
Соблюдая это правило, он станет неординарной личностью. Жизнь мимолетна,
подобно капле вечерней росы и утреннему инею. Так же скоротечна и жизнь воина.
Если он будет утешать себя в мыслях, думая о вечной службе господину, или
рассуждать о бесконечной преданности своим родным и близким, может случиться
так, что он, пренебрегши долгом, не сможет выполнить его перед господином и
забудет о верности своей семье. Но если он живет днем сегодняшним и не думает о
дне завтрашнем, стоя перед господином, ожидает от него приказаний так, как
будто это его последние мгновения, а глядя на родных, чувствует, что больше
никогда не увидит их вновь, его сердце будет исполнено верности и сыновней
почтительности, а чувства долга и преклонения будут искренними".
Традиция верности придавала сплоченность отдельным кланам, но она же и
отягощала конфликты между ними. Война шла по всей Японии, отчаянная и
безжалостная, полная романтики и дикой свирепости. Страну от края до края
сотрясали битвы, голод и эпидемии, пока все это не завершилось в 1185 году
разгромом господствовавшего тогда клана Тайра. С этого времени и вплоть до
прихода императора Мэйдзи Японией управляли наследственные династии военных
диктаторов, и почти все они происходили из рода Минамото.
Цунэтанэ Тиба (1118-1212) сражался в те далекие годы против Тайра на стороне
Минамото Ёритомо. Минамото Ёритомо, блестящий политик и выдающийся полководец
своего времени, сам отличавшийся беспримерной личной храбростью и высочайшим
воинским мастерством, разгромив клан Тайра, впервые в истории Японии сумел
объединить под верховным руководством разрозненные самурайские дружины. Именно
в период гражданской войны XII столетия появились первые предпосылки будущего
сёгуната - управления страной, осуществляемого самурайским сословием с
верховным главнокомандующим во главе. После победы Тиба был награжден за
выдающиеся заслуги вместе с другими союзниками Ёритомо. Цунэтанэ Тиба внес
неоценимый вклад в развитие искусства владения мечом, основанного на умении
владеть внутренней энергией и развитии духовных способностей человека. Меч был
не только романтическим символом той эпохи, он был конкретным проявлением ее
материальной культуры. Мечи хэйанских придворных в роскошных драгоценных ножнах
были церемониальным оружием. Но мечи феодальных вождей - это смертоносный
продукт передовой техники, уровень развития которой отвечал требованиям мужей,
чьим ремеслом была война. И тогда, и в последующую эпоху мечи воспринимались
как живые, священные предметы.
Когда Миномото Ёситомо, разбитый в бою, всю ночь молился в святилище Хатима, он
вопрошал, почему бог войны оставил его и почему его меч потерял свой дух. С тех
пор развивается особый культ меча. Меч наделяют мистическими достоинствами, это
почти объект поклонения. Он отстаивает честь воина, он фактически и есть эта
честь, поэтому расстаться с мечом или осквернить его означает потерять или
запятнать свою честь. В немалой степени такое представление поддерживалось
религией синто, где меч обладал магической силой, побеждающей зло. Меч
сопровождал самурая на протяжении всей его жизни: его клали у колыбели ребенка
для защиты от злых духов, с ним самурая провожали в последний путь.
По сей день - такова сила древней традиции - перед тем, как выковать и закалить
меч старинного типа, кузнецы подвергаются ритуальному очищению и носят
священные одежды во время работы. Технический прогресс в изготовлении мечей был
столь высок, что по прочности и остроте японские мечи, выкованные в 13 веке и
даже раньше, превосходят работы других мастеров всех стран и эпох. В то же
время бурно развивались все прочие связанные с войной искусства. Цунэтанэ Тиба
сформировал стиль фехтования, который получил название "Стиль меча
Северной звезды" (вспомним эмблему клана Тиба). Этот стиль стал настолько
популярен, что и поныне остается одним из трех самых великих стилей фехтования
в Японии и во всем мире. Этот стиль вышел за пределы поколений и стал легендой
Японии. Свое особо высокое положение клан Тиба удерживал на протяжении 13-14
веков, пока не начались разногласия и конфликты с сёгуном.
В Русском Эрмитаже хранится серия японских гравюр 1847-1848 годов - серия
портретов и жизнеописаний преданных вассалов. Благодаря исследованиям М. В.
Успенского мы имеем возможность ближе познакомиться с героическими предками
Микао Усуи.
В
период правления династии Токугава начался активный приток самураев в школы
боевых искусств, среди которых выделялись и клановые школы Тиба. Обстановка
мирного времени лишь подогревала интерес к воинским искусствам, занятия
которыми соответствовали привычному ритму жизни самураев. В эпоху, когда
закончились кровавые междоусобицы, и в стране воцарился мир и порядок, воинские
искусства наполнились глубоким духовным содержанием. Многие самураи,
оказавшиеся в непривычной для себя ситуации без войны, сражений и походов,
потянулись к духовным ценностям, стремясь найти свое место в жизни и
самореализоваться на избранном пути воина. Кэндо - фехтование на мечах -
сыграло в этом процессе физического и духовного совершенствования огромную
роль. Сама природа кэндо носит духовный характер. Кэндо, "путь меча",
в своей основе выражает волю к преодолению жизненных невзгод, но значительно
глубже этой задачи коренится жажда человека совершенствовать собственный
характер и жить достойной жизнью.
Тиба Сюсаку (1794-1855) был основателем школы Хокусин Итто-рю. Тиба руководил
додзе Гэмбукан в Эдо и гордился тем, что собрал там пять тысяч учеников. Хотя
Тиба Сюсаку и уступал в мастерстве и Отани и Оиси, он обладал очень хорошей
техникой и поддерживал саму идею подготовки учащихся к проведению матчевых
поединков. Он превратил синай-сиай в спортивное состязание, по возможности
выставляя мужчин и женщин, вооруженных деревянной алебардой (нагинатой), против
бойцов с бамбуковыми мечами (синаями). Публике очень полюбились подобные
поединки, и она была готова платить за то, чтобы увидеть в деле своих
любимчиков. Сын Тибы, Эйдзиро (1832-1862), был знаменит своими маховыми
движениями одной рукой, держащей высоко над головой синай. Выявив слабое место
в обороне противника, он мог резким бичующим ударом своего синая заработать
очко в матче. Такие жесты тоже вскоре полюбились публике, которая приходила на
состязания прежде всего развлечься, что сделало Эйдзиро очень популярным.
В начале двадцатого столетия Микао Усуи, объединив семейные духовные традиции,
знание боевых искусств (таких как кэндо и ки-ко) и восточной медицины,
эзотерические практики Тэндай и Сингон буддизма и даосские энергетические
техники, подарил миру замечательную систему естественного исцеления и духовного
самосовершенствования, обошедшую, как он и мечтал, весь земной шар. Этой
системе посвящена настоящая книжная серия.
И поныне клан Тиба не уступает своего выдающегося положения. Харутанэ Тиба
(36-е поколение семьи самураев семьи Тиба) является известным сэнсэем кэндо и
хранителем семейных традиций. Занимаясь кэндо, самураи всегда сохраняли тесную
связь со своим прошлым, с историей своего рода и клана, ощущали себя
продолжателями древних традиций отцов и дедов. После снятия запрета на боевые
искусства, который длился десять лет после окончания второй мировой войны,
вновь начали возрождаться древние школы. Харутанэ Тиба мечтал представить
знаменитый семейный стиль кэндо всему миру. В 1978 году мистер Тиба был
приглашен Американской федерацией кэндо в Техас, где он встретился с Даррелом
Крайгом, президентом Южной федерации Соединенных Штатов. Харутанэ Тиба стал
главным Учителем школы Крайга, где и работает по сей день, представляя древний
семейный "Стиль меча Северной звезды".