Уважаемые друзья и гости сайта, мы рады приветствовать Вас! Сайт открыт, подключайтесь к нам! Любви Вам!
Меню сайта

Архитектура

АРХИТЕКТУРА. Следы древнейших поселений на японском архипелаге датируются X тысячелетием до нашей эры. Первые «деревни» состояли из землянок с крышами из веток деревьев, поддерживаемых шестами, известных как «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»). Примерно в III тысячелетии до нашей эры появились первые постройки с приподнятым полом, покрытые двухскатной крышей. Такие сооружения строились как жилища для вождей племен и как хранилища.

В IV–VI вв. нашей эры в Японии уже возводились громадные усыпальницы местных правителей, называемые «кофун». Протяженность усыпальницы императора Нинтоку составляет 486 метров, по площади она больше любой из египетских пирамид.

Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения — святилища, храмы, монастыри.

Прототипом японской культовой архитектуры считается синтоистское святилище Исэ дзингу (префектура Миэ), сооруженное в VII в. в стиле симмэй и посвященное богине солнца Аматерасу Омиками, прародительнице императорской династии. Его главное сооружение (хондэн) приподнято над землей и с широкой стороны имеет ступени, ведущие внутрь. Две колонны поддерживают конек крыши, которая декорирована с двух торцов пересекающимися над нею перекладинами. Десять коротких бревен лежат горизонтально поперек конька крыши, а все сооружение окружено верандой с перилами. На протяжении веков каждые 20 лет рядом со святилищем возводится новое, причем в точности его копируя, божества перемещаются из старого святилища в новое. Так до наших дней дошел «короткоживущий» тип архитектуры, основные характерные черты которого — врытые в землю столбы и крытая соломой крыша.

Великий храм Идзумо (Идзумо тайся) в префектуре Симанэ, так же как и святилище Исэ, ведет свою историю с «мифических времен». Периодически перестраивавшийся вплоть до 1744 г., этот храм верно хранил традицию тайся — стиля синтоистской архитектуры, чье происхождение относится к первобытной эпохе.

Храмовые постройки почти лишены окраски и украшений. Вся красота этих простых и практичных построек создается за счет цельного неокрашенного дерева.

Считалось, что каждое синтоистское божество («ками») должно иметь свое святилище. Например, три морских божества почитаются в храме Сумиёси в г. Осака и, соответственно, там возведено три одинаковых святилища для каждого божества. Они располагаются друг за другом и напоминают три корабля в открытом море. А в храме Касуга в г. Нара сооружено 4 одинаковых, стоящих рядом святилища.

Важным элементом синтоистской культовой архитектуры являются ворота в храм — тории.

Появление в Японии буддизма повлияло на синтоизм, а архитектура буддистских храмов повлияла на архитектуру синтоистских святилищ. Постройки стали красить в голубой, красный и другие яркие цвета, использовать металлические и деревянные резные украшения, к главному сооружению святилища стали пристраивать крытые помещения для молящихся и другие подсобные помещения. Храм Ицукусима построен на острове Внутреннего Японского моря вблизи г. Хиросимы. Во время прилива он как бы плывет по поверхности воды. В одно целое объединены не только главные сооружения, но и лодочный причал, сцена для представлений театра Но, другие сооружения.

Тщательно уложенные огромные каменные блоки внутри курганов-усыпальниц говорят о том, что древняя Япония обладала высокой техникой каменного строительства. Однако с момента зарождения и вплоть до заимствования европейской культуры строительства в период  Мэйдзи японская архитектура использовала в качестве строительного материала исключительно древесину.

Использование дерева в качестве основного строительного материала определялось рядом причин. Даже в наше время Япония — одна из самых густо покрытых лесами стран мира, а в прошлом лесов было еще больше. Заготовка материалов и строительство из камня требовали значительно больше усилий, чем использование дерева. Выбор строительного материала также определялся климатом, длинным жарким и влажным летом и довольно короткой и сухой зимой. Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и открытыми, с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие от солнца и частых дождей. Каменная кладка не позволяла обеспечить естественную вентиляцию помещений. Дерево меньше нагревается от жары летом, а зимой меньше охлаждается, лучше поглощает влагу и, что существенно, лучше переносит толчки землетрясений, каждодневно случающихся на Японских островах. Имело значение и то, что деревянный дом можно было разобрать и собрать в новом месте, что весьма затруднительно в отношении каменного.

Практически все японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов. Окружности появляются только в верхней части конструкций двухъярусных пагод. Таким образом, все здания представляют собой комбинации опорно-балочных структур с осевой симметрией. В конструкции зданий практически не использовались диагонали для придания жесткости, это компенсировалось за счет использования прочной древесины — кипариса, кедра.

Начиная с храмов Исэ в японской архитектуре преобладала тенденция к горизонтальному развитию пространства. Это еще больше усиливалось характерными крышами построек. Крытая черепицей крыша с широкими свесами — отличительная черта китайского зодчества. Китайская архитектура в Японии находила применение в основном при сооружении буддистских монастырей и храмов, которые являются важнейшей частью культовой архитектуры Японии. Примером этого может служить построенный в начале VIII в. буддистский храм Хорюдзи — самый древний сохранившийся памятник деревянного зодчества в мире. Но даже в нем присутствует японский колорит. В отличие от сильно загнутых вверх карнизов, характерных для китайской архитектуры, нисходящие линии крыш Хорюдзи так изящно загнуты, что кажутся почти горизонтальными. В дальнейшем ширина карниза была еще более увеличена. Так, при широком заимствовании китайской архитектуры акцент на горизонтальности породил самобытный и неповторимый облик японского зодчества.

Уже к VIII в. комплекс зданий буддистского монастыря включал в себя 7 основных построек: пагоду, главный зал, зал для проповедей, колокольню, хранилище сутр, спальный зал, обеденный зал. В храмовых комплексах внутренняя площадь прямоугольной формы была окружена крытым крышей коридором, в котором были сделаны ворота. Всю монастырскую территорию окружали внешними земляными стенами с воротами с каждой стороны. Ворота назывались по тому направлению, на которое они указывали. Главными были Нандаймон — Великие южные ворота. Внутренние ворота — Тюмон — считались третьими по значимости строениями в храме после главного зала и пагоды. Самым распространенным типом были двухъярусные ворота. В периоды Асука и Нара главный зал, вмещающий сакральный объект поклонения, назывался кондо (буквально — золотой зал), но уже в эпоху Хэйан его стали называть хондо — главный зал. Зал для проповедей был местом, где собирались монахи для получения наставлений, для занятий и участия в ритуалах, он был обычно самым крупным сооружением в древних монастырях. До нашего времени дошли залы в храмах Хорюдзи и Тосёдайдзи.

Когда буддизм проник в Японию, сакральные предметы были важнейшими объектами поклонения, поэтому пагода, где они находились, стояла в центре монастыря. В Асука-дэра (его строительство началось в 588 г.) пагода находилась в центре, с трех сторон окруженная главными залами. В храме Ситэннодзи (примерно 593 г.) единственный главный зал располагался за пагодой. Это говорит о том, что пагода считалась важнейшим сооружением. Однако уже в монастыре Каварадэра (середина VII в.) и в монастыре Хорюдзи (VII в.) пагода была смещена из центра. В монастыре Якусидзи (конец VII в.) центральным строением является главный зал, а две пагоды стали декоративными элементами комплекса. Относящиеся к VIII в. храмы Тодайдзи и Дайандзи имеют также по две пагоды, но они построены уже за внутренней оградой, как и единственные пагоды храмов Кофукудзи и Тосёдайдзи.

Даже сейчас огромные масштабы древних буддистских храмов поражают их посетителей. Зал, в котором размещается «дайбуцу» (великая статуя Будды), в храме Тодайдзи в городе Нара, строительство которого завершилось в VIII в., является самым большим деревянным сооружением в мире.

Особенности японской архитектуры (принцип горизонтальности, слияние архитектуры и интерьера зданий) проявились наиболее полно в жилых постройках — как тех, что строились для знати, так и в жилищах простого люда.

В традиционной жилой архитектуре Японии выделяют два важнейших стиля: синдэн и сёин.

Первый свое название получил от центральной постройки усадьбы — главного зала синдэн (буквально — спальный зал).

В соответствии с законом по застройке столицы Хэйан(Кё) (совр. Киото) усадьба занимала площадь со стороной квадрата приблизительно 120 метров и была окружена рядом низких деревьев. Усадьбы большего размера соответственно строились на площади, в 2 либо в 4 раза больше минимальной. Типичная усадьба имела осевую симметрию в застройке, в центре располагался главный зал с выходом на юг. Крыша зала покрывалась корой кипариса и свешивалась на южную сторону над ступенями, ведущими в зал из ландшафтного сада. Тщательно спланированный сад обычно включал пруд с островами, соединенными мостиками. С восточной, западной и северной сторон к главному залу примыкали павильоны и пристройки. Каждый павильон соединялся с главным залом или с другими пристройками закрытыми либо открытыми переходами. В саду, занимающем всю южную часть усадьбы, устраивались различные церемонии. На пруду на сваях сооружался открытый павильон для музыкальных представлений, соединенный с главным зданием несколькими переходами.

Главный зал состоял из внутреннего помещения, окруженного со всех 4 сторон рядом колонн. Зал мог быть увеличен с одной и более сторон путем добавления дополнительного ряда колонн. Под свесами крыши находилась веранда. С двух сторон делались двери, а промежутки между внешними колоннами закрывались решетчатыми панелями, которые крепились сверху на петлях. Кроме небольшой комнаты для сна и хранения утвари, внутреннее пространство не имело практически никакого деления. Пол покрывался досками, на него укладывались татами (толстые соломенные циновки) и подушки для сидения и сна, а приватность обеспечивалась установкой створчатых ширм и занавесей, кроме того, на перекладинах, служащих для крепления петель стенных панелей, вешались экраны из бамбука.

Единственный дошедший до нашего времени образец этого типа построек — Госё (императорский дворец в Киото), служивший домом для многих поколений императоров.

Другой важнейший стиль жилой архитектуры — сёин (буквально — библиотека или студия), сформировавшийся под влиянием дзэн-буддизма. Так в монастырях секты Дзен назывались покои настоятеля. Этот стиль был разработан в периоды камакура и Муромати на базе классического синдэн, а в периоды Адзути-Момояма и Эдоон стал широко применяться как в гостиных и жилых покоях монастырей, так и в домах военной знати. До сих пор он служит образцом жилого дома в традиционном стиле.

Появились сооружения в несколько этажей — Кинкакудзи (Золотой павильон) и Гинкакудзи (Серебряный павильон) в Киото, возникло искусство сухих ландшафтных садов, в которых песок, камни и кустарник использовались в качестве символов воды и гор.

Самый ранний из дошедших до наших дней примеров сёин — это зал Тогудо в Гинкакудзи в Киото. В дизайне позднего типа сёин, примером которого является гостиная зала Кодзёин в храме Ондзёдзи, можно увидеть раздвижные двери (майрадо), за каждой створкой которых вставлены сёдзи(оклеенные бумагой раздвижные экраны), покрытые татами полы, а также разбивку комнат на отдельные части при помощи квадратных в сечении опор, стен и раздвижных ширм (фусума). Все перечисленные черты являлись нововведением и не использовались в стиле синдэн.

Зала Кодзёин содержит еще 4 характерных для сёин компонента. Это ниша (токонома) в задней стене комнаты, ступенчатая полка (тигайдана), обрамляющая нишу, встроенный кабинетный столик (сёин) и декоративные двери (тёдайгамаэ) в стене напротив веранды. Во многих помещениях сёин эти 4 элемента интерьера находились в той части зала, где пол делался чуть приподнятым.

Широко использовалась ячеистая планировка помещений, где мельчайшей единицей пространства, ставшей объектом особых творческих усилий архитектора, была тясицу — комната для чайной церемонии, превратившаяся в совершенное выражение японской эстетики.

Идея чайных домиков оказала влияние на архитектуру дворцов, что выразилось в стиле сукия. Яркий пример этого стиля — императорский дворец Кацура Рикю в Киото.

Стиль сёин достиг своего расцвета в начале периода Эдо, а самый выдающийся образец такой архитектуры — дворец Ниномару в замке Нидзё в Киото (начало XVII в.).

Важным аспектом традиционной архитектуры Японии является взаимоотношение дома и окружающего пространства, в частности сада. Японцы не рассматривали внутреннее и внешнее пространство как две отдельные части, скорее оба перетекали друг в друга. Другими словами, нет той границы, где кончается внутреннее пространство дома и начинается внешнее. Конкретное выражение этой концепции — веранда традиционного японского дома (энгава). Она служит транзитным пространством на пути из дома в сад. Ее роль наглядно отражена в используемых конструктивных материалах: внутренние помещения имеют покрытые соломенными циновками (татами) полы, снаружи — земля и камни сада и дорожек, а веранда делается из деревянных, грубо обработанных брусьев, которые являются как бы промежуточным материалом между мягкими соломенными циновками и твердыми необработанными камнями в саду.

Большинство замков в Японии было построено в ХVI в., в период междоусобных феодальных войн. И хотя они строились как военные базы, в мирное время замки явились основой для образования многочисленных городов. Как символ мощи, замок не только оснащался главной постройкой башенного типа, но и превращался также в подлинный центр искусств. Архитектура, скульптура, ремесленные изделия, живопись и садоводство эстетически служили вкладом в одно целое. Замок таким образом зачастую утрачивал свой военный характер, становясь своеобразным политическим и духовным центром.

Традиционные жилые дома неправящих классов населения имеют общее название минка. Обычно довольно простой конструкции, они строились до конца XIX в., пока японская архитектура не подверглась западному влиянию. Минка в сельских областях назывались нока, в деревнях рыбаков — гёка, а в городах — матия.

В конструкции в основном использовалось дерево — для несущих колонн и перекладин каркаса, а также для стен, пола, потолка и крыши. Находящиеся между колоннами решетки из бамбука, скрепленные известкой, образовывали стены. Известка использовалась и на крыше, которая затем покрывалась травой. Из соломы делали твердые тонкие подстилки мусиро и более прочные циновки татами, которые клались на пол. Камень применялся только для фундамента под колоннами и не использовался в стенах.

После прекращения периода самоизоляции в портовых городах стали формироваться западные кварталы, которые застраивались привычными для иностранцев зданиями. К этому периоду относятся и русские постройки на японской земле.

С Реставрацией Мэйдзи в 1868 г., когда Япония вступила на путь модернизации, были освоены новые конструкционные технологии, использовавшие кирпич и камень. Новый стиль получил широкое признание во всей стране как стиль зданий государственных предприятий и учреждений. Особенно популярными стали здания контор и резиденций в стиле западного дизайна. В Японии работали многие архитекторы из США и Европы. В 1879 г. Токийский технологический колледж окончила целая плеяда архитекторов, которые затем стали играть ведущую роль в строительстве в стране.

Самые известные постройки западного стиля — Банк Японии и Токийский вокзал архитектора Тацуно Кинго, Императорский дворец Акасака архитектора Катаяма Токума.

Однако каменные и кирпичные дома, построенные обычными методами, не выдержали землетрясения 1923 г., которое разрушило Токио и окрестности. Достигнутый прогресс в разработке методов строительства сейсмоустойчивых зданий позволил железобетонным сооружениям появиться в японских городах примерно в то же время, что и в Западной Европе.

После второй мировой войны Япония, оправившись от тяжелых потрясений, вступила в период ускоренного экономического роста, когда использующая сталь и бетон инженерная архитектура Японии вышла на один из высших уровней в мире.

Значительный прогресс японской архитектуры стал заметен для всех в 1964 г. во время летних Олимпийских игр в Токио. К этому времени был построен комплекс спортивных сооружений, спроектированных Тангэ Кэнзо. Здание олимпийского стадиона имеет оригинальную изогнутую крышу, воскрешающую японские традиции.

Тангэ с конца 60-х гг. создает ряд проектов зданий и комплексов, в которых последовательно развивает идею «пространственной архитектуры», уподобляя здания и комплексы растущему дереву. Сейчас гибкая пространственная структура стала почти обязательной характеристикой возводимых в Японии зданий.

Комплекс небоскребов на западе Центрального Токио стал символом экономической мощи Японии. В 1991 г. в районе Синдзюку по проекту Тангэ было построено самое высокое в Токио здание — Токийский муниципалитет — 243 метра. Это сооружение с двумя 48-этажными башнями напоминает европейский готический собор.

Национальными традициями проникнуты проекты Андо Тадао. В построенных им зданиях всегда продуман доступ к естественному свету, к природе, благодаря чему их обитатели могут насладиться незабываемыми картинами, наблюдая, например, смену времен года.

Мировую известность также получила деятельность Киёнори Кикутакэ, Курокава Кисё, Маки Фумихико, Исодзаки Арата и других архитекторов.

 

Первоначально Японские замки (сиро) были укрепленными крепостями, и были построены, прежде всего, из дерева и камня. Замковая архитектура в Японии развилась от деревянных фортов более ранних столетий, и приняли свою самую известную форму в 16-ом столетии. Как и европейские замки, японские замки строились, чтобы охранять важные или стратегические участки, такие как порты, речные перекрестки, или перекрестки важных дорог и торговых путей, и почти всегда строители замков выбирали такие места для строительства замка, чтобы замок сливался с окружающей средой, создавая единый природный пейзаж.<!--[endif]-->

Хотя большинство замков строилось по последнему слову техники своего времени, и при строительстве использовалось больше камня, чем при сооружении большинства других типов японских зданий, все же использование дерева было достаточно большим, что впоследствии повлияло на разрушение большого количества замков. Большинство замков было сооружено во время периода Сэнгоку (Враждующие провинции) (1467-1603 гг.), и впоследствии многие из них были разрушены. Однако, большое количество замков было восстановлено, или позже в период Сэнгоку, или в период Эдо (1603-1867 гг.), который следовал за Сэгноку, или позже, как участки национального наследия или музеи. Сегодня в Японии есть приблизительно пятьдесят замков; считается, что, когда-то в стране восходящего солнца было более пяти тысяч замков. Некоторые замки, такие как замки Мацуе и Кочи, были построены в 1611 году, остаются существующими в своей оригинальной форме по сегодняшний день. Но в тоже время, много замков было разрушено в последнее время, например, Замок Хиросимы был разрушен во время атомной бомбежки во время Второй Мировой Войны (1939-1945 гг.), и был восстановлен в 1958 году как музей.

Все замки, наряду с феодальными областями непосредственно, стали принадлежать правительству Мэйдзи в 1871 году после отмены системы Хань, но и многие замки были разрушены. Многие из замков, остающихся в Японии сегодня, являются реконструкциями, некоторые из них были построены, прежде всего, из бетона и сооружены только, чтобы представить или напомнить оригинальные деревянные исторические структуры Японии. Однако, все замки, наряду со многими участками исторического или естественного значения, защищены рядом законов. Первый закон о защите замков вышел в 1919 году, и сопровождался десять лет спустя в 1929 году Национальным Законом о Сохранении Национальных Сокровищ.

Много замков было разрушено во время Второй мировой войны, наряду с большой частью окружающих эти замки городов. Те, которые остались неповрежденными или выжили, были объявлены Национальными Сокровищами Японии в 1951. Многие из разрушенных комплексов были восстановлены, и некоторые были вновь открыты как музеи.

Первоначально строительство замков задумывалось просто как крепости, и первичной целью замков была военная защита, что приводило к тому, что японские замки строились в стратегических местах, вдоль торговых маршрутов, дорог и рек. Хотя замки продолжали строиться в первую очередь по вышеуказанным причинам, крепости несколько столетий спустя стали также и центрами управления всей области вокруг замка, и в период Сэнгоку замки стали служить резиденциями даймё (феодалов), и также должны были производить величественное впечатление на крестьян и запугивать конкурентов не только своей обороноспособностью, но и размером и изящными интерьерами, архитектурой и художественными оформлениями.

Ода Нобунага был одним из первых, кто построил один из таких, подобных дворцу, замков - Замок Адзутьо в 1576 году; это был первый замок Японии, который имел башню, и его внешний вид вдохновил Тоётоми Хидэёси на строительство Замка Осаки и Токугаву Иэясу на строительство замка Эдо. Адзутьо служил управляющим центром территорий Оды, и его резиденцией, но замок также имел важное стратегическое значение и местоположение. Расположенный недалеко от столицы Киото, которая долгое время была целью для нападений, тщательно выбранное местоположение замка позволило Оде осуществлять практически полный контроль над транспортными и торговыми маршрутами его врагов.

До периода Сэнгоку (примерно, 16-ое столетие), большинство замков назвали ямадзиро (yamashiro), или горные замки. Хотя наиболее поздние замки были построены на вершинах гор или на холмах, они были построены из гор («встраивались» в гору). Деревья и другие растения вырубались с участка, а камень и грязь из самой горы использовались для строительства укрепления. Вырывались канавы, чтобы создать дополнительное препятствие для нападавших на замок, а также позволить валунам катиться вниз со стен на нападавших солдат. Рвы по большей части были созданы горными реками и потоками. Здания были построены, прежде всего, из плетней и грязи, используя покрытые соломой крыши, но, иногда, крыша была деревянной. Маленькие портики в стенах или досках могли использоваться, чтобы развернуть оружие. Главная слабость этого стиля замков состояла в том, что выдержать длительную осаду в таком замке было невозможно. Солома загоралась еще более легко, чем дерево, а погода и эрозия почвы препятствовали тому, чтобы структуры были особенно большими или тяжелыми. В конечном счете, строители замков начали строить замки на каменных фундаментах.

Хотя укрепления и замки строились не только, чтобы выполнять защитную функцию, но действовать устрашающе на противника и быть более эффективными, исполняя свою главную функцию - оборону, постепенно проекты замков менялись, заменяя солому и древесину при строительстве камнем, там, где это было возможно. Китайская и корейская архитектура оказали сильное влияние на проектировку японских зданий, включая укрепления и замки этого периода. Дошедшие до нашего времени замки или руины некоторых из крепостей, абсолютно отличаются от тех замков, которые начинали строить позже, и могут все еще быть замечены в определенных частях Кюсю и Тохоку сегодня.

 

Форма входа
Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Последние темы форума
  • «Матрица – как выйти из системы» (1)
  • Астрал, Осознанные сновидения, М.Радуга (0)
  • «Пишу тебе, моя ВСЕЛЕННАЯ….» (2)
  • «Мой опыт с Рэйки» (1)
  • Ваше отношение к дистанционным настройкам (2)
  • «Рэйки и Деньги. Совместимо ли….» (2)
  • Правила форума (1)
  • «Тем ли богам молимся…….?» (1)
  • «Пока горит свеча…» (3)
  • «Не замыкайся в себе…, открой свое сердце…». (1)

  • Баннер нашего сайта



    Баннеры друзей сайта

    Ссылки

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    1. Отлично
    2. Хорошо
    3. Неплохо
    4. Плохо
    5. Ужасно
    Всего ответов: 11

    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz