НИКОЛАЙ-ДО(букв. Храм Николая) — православный кафедральный собор Воскресения Христова,
относится к наиболее известным достопримечательностям Токио.
Ни один местный экскурсовод не преминет обратить внимание своих
спутников на зеленоватый купол, отличающийся от привычных образцов традиционной
японской архитектуры, но тем не менее отлично вписавшийся в городской пейзаж
японской столицы.
Ссылка на св. Николая понятна. Ведь
как сама идея строительства этого православного храма в Токио, так и заботы по
претворению ее в жизнь связаны со святителем Николаем (в миру Иваном
Дмитриевичем Касаткиным), возглавлявшим в конце XIX — начале XX в. Русскую
духовную миссию в Японии.
Отец Николай присмотрел, а затем,
набрав необходимую сумму, купил участок земли на вершине холма Суруга-дай в
районе Канда. Там во времена средневековья возвышалась пожарная каланча,
служившая одновременно и своеобразным маяком для судов, входивших в порт Эдо.
На этом холме и было решено построить православный собор.
Первоначальный эскиз будущего храма
разработал известный петербургский архитектор, профессор А. Щурупов
(1815–1900). Это ему принадлежала задумка построить здание, в плане
напоминающее греческий крест, но с куполами в византийском стиле. Однако
воплощать замысел в камень и металл пришлось другому. Строительство было
поручено английскому зодчему Джошуа Кондеру (1852–1920), воздвигшему в период с
1878-го по 1907 г.
более 50 зданий в Токио. Так, ему принадлежит авторство строительства
Токийского императорского музея (1881), дворца Рокумэйкан (1883), здания
Морского министерства (1895). А в 1891 г. Кондер вручил архиепископу Николаю
ключи от кафедрального собора Воскресения Христова.
Выложенные из кирпича стены окружали
внутреннее пространство храма в 805 кв. м. Купол был выложен медными листами,
которые со временем, окислившись, потеряли первоначальный блеск и приобрели
зеленоватый оттенок.
Увы, в первозданном виде собор
Николай-до не сохранился. В 1923
г. здание серьезно пострадало от разрушительного
землетрясения. К 1929 г.
храм был восстановлен японским строителем Синъитиро Окада, который не удержался
и внес некоторые коррективы в первоначальный вид собора. Изменения затронули
купол, колокольню и часть интерьера, но в целом храм сохранил многое из
первоначальных задумок.
Ныне Николай-до несколько затерялся
среди высоких домов, построенных в последние годы в центре Токио. Но удачно
выбранное святителем Николаем место позволяет ему и сегодня величаво
красоваться над прилегающим районом, привлекая к себе взгляды прохожих и сердца
верующих.