Истоки. Археологическими исследованиями установлено, что ок. 7000
лет до н.э. на территории Японии обитали древнейшие неолитические племена (т.н.
культура протодзёмон). Очевидно, что в более позднее время на формирование
физического типа и становление культуры местного населения немалое воздействие
оказали народы Северо-Восточной Азии. Уместно говорить также о наличии влияния,
исходившего из Южного Китая или Юго-Восточной Азии.
Наиболее ранняя японская
культура именуется дзёмон (VI–I тысячелетия до н.э.). Для нее характерны
находки глиняной посуды с «веревочным узором». Первобытные племена этого
времени занимались охотой, собирательством, рыболовством и сбором съедобных
моллюсков в прибрежной полосе. Жили они в землянках и вручную, без использования
гончарного круга, изготовляли глиняные изделия. Примерно в 3 в. до н.э. дзёмон
стал вытесняться на западе Японии культурой яёй, для которой характерна
глиняная посуда, изготовленная на гончарном круге. Племена культуры яёй
занимались рисосеянием и разведением скота – коров, свиней, лошадей. Из Китая и
Кореи были заимствованы бронзовые орудия труда и оружие. В 1 в. н.э. бронза
широко использовалась для производства таких изделий, имевших церемониальное
назначение, как зеркала и колокола.
Культура дзёмон доминировала
на севере и востоке Японии в течение многих веков. В центральном и западном
регионах страны начиная с середины 3 в. н.э. к культуре яёй добавилась
курганная культура, названная по наличию огромных курганов, в которых были
погребены правители и знать. По гончарным изделиям (ханива) и другим находкам
внутри захоронений и вблизи них можно сделать вывод об образе жизни людей той
эпохи. Правящий класс состоял из воинов-всадников, которые пользовались
железным оружием. Вероятно, эта культура имела сходство с современной ей
корейской культурой.
Определенно можно
сказать, что под курганами были погребены основатели японского государства,
хотя ранние хроники, основанные на устной традиции, указывают, что
императорская династия много старше и берет начало от простых смертных,
обитавших на о.Кюсю, и потомков богини солнца Аматэрасу. Несомненно, первые
императоры придерживались именно этой версии. В стране не было постоянной
столицы, и каждый император переносил ее по своему усмотрению. К концу 3 в.
центр власти располагался на равнине Ямато, на месте современного города Нара.
Отсюда он переместился в Идзумо, близ побережья Японского моря, затем на Кюсю,
а еще позднее на восток, на равнину Канто, в район современного Токио. Здесь
позиции императоров были слабее, земля и люди оставались под контролем
полуавтономных кланов, называвшихся удзи (к которым относился и императорский
клан). Тем не менее существовавшая система политической организации позволила
императорам во второй половине 4 в. совершить экспансию на юг Кореи. Императоры
Одзин (ок. 346–395) и Нинтоку (ок. 395–427) обладали большой властью и
несметными богатствами, о чем свидетельствуют размеры курганов, под которыми
они погребены.