Императорская Династия
ИМПЕРАТОРСКАЯ ДИНАСТИЯ считается самой древней из всех поныне сохранившихся
наследственных монархий в мире.
По
утверждению исторических хроник страны — «Кодзики» (
Конечно,
«Кодзики» и «Нихон сёки» вряд ли можно считать достоверными историческими
свидетельствами. В этих книгах содержится немало мифов и легенд. Поэтому
историки и археологи принимают как более правдоподобное время образования
императорской династии III–IV вв. нашей эры, когда власть императорского рода
Ямато распространилась на территорию от острова Кюсю на юге до долин Канто на
севере.
О
величии правителей Японии тех времен свидетельствует обнаруженное археологами в
префектуре Осака, огромное (753 х
С
середины VII в. японские императоры приняли на себя титул тэнно (небесный
правитель) и во всех обращениях от имени императора стала фигурировать фраза,
что он «правит миром, будучи воплощением божества». Император Тэмму, истовый
поборник божественного происхождения страны и своих предков, впервые ввел для
страны название Ниппон, включающее иероглиф «солнце».
В начале
VIII в. императорский двор и вся система управления страной были реорганизованы
по китайскому образцу, получив ярко выраженный централизованный характер. В тот
период император сочетал роль правителя страны с ролью верховного отправителя
культа Аматэрасу. Однако полнотой светской и духовной власти императоры
наслаждались недолго.
Совершенствование
бюрократической системы управления, отсутствие внешней угрозы привели к
усилению дворцовой аристократии, особенно рода Фудзивара. В стране был введен
институт регентства, превративший некогда всесильного тэнно в символическую
фигуру. Оказавшиеся у рычагов политической и военной власти кланы время от
времени менялись, вытесняя друг друга в результате кровопролитных битв. Начался
кризис императорской власти.
Усиление
провинциальных феодалов и буддийских храмов заставило императоров искать новые
пути сохранения своей власти. В начале ХI в. император Сиракава, боровшийся
против усиления местных помещиков, впервые использовал практику инсэй, т.е.
отрекся от престола и принял монашество, но продолжал управлять страной, не
занимая никаких официальных должностей.
Монахи-императоры
оставались крупнейшими землевладельцами, контролировавшими около половины всех
земель в стране, в их распоряжении находились личные дружины, полицейское
ведомство.
В
XII–ХVI вв. особую роль в судьбе императорской династии играли три родственные
ей семьи: Тайра, Минамото и Ходзё.
Клан
Тайра, наиболее близкий к императору, сумел занять ключевые должности в
правительстве и при дворе. Позже Тайра уступили в кровопролитной войне своим
противникам из рода Минамото. Победители основали новую форму государственного
правления — военное правительство — сёгунат.
Пожалованный
императором главе клана Минамото титул сёгуна поставил под его начало всех
военных феодалов страны, их самурайские дружины и их земли.
Император
Го-Дайго попытался вернуть себе все полномочия тэнно, начав в
В
последующие несколько столетий императорской династии так и не удалось вернуть
себе властные полномочия. В период войн эпохи Сэнгоку Дзидай властные и
талантливые полководцы Ода Нобунага, Тоётоми Хидзёси не оставили правившим
императорам никаких шансов на реставрацию власти. Пришедший им на смену Токугава
Изяцу основал мощнейшее в истории Японии военно-феодальное государство, не
допускавшее императоров к власти еще 250 лет.
Военные
правители страны оставили императору его дворец в Киото. Там императорский двор
развлекался различными пышными церемониями, представлениями исполнителей
древних танцев гагаку, конкурсами поэтов, каллиграфов, спортивными состязаниями
(примечательно, что в той или иной степени эти мероприятия сохранились и в
программе официальных развлечений нынешнего императорского двора). Из прежних
полномочий за императорами оставались, пожалуй, лишь сугубо религиозные
функции.
Лишь в
В
Это
получило свое логическое завершение в тексте новой Конституция Японии,
вступившей в силу в мае
7 января
Современный
монархический строй Японии успешно адаптировался к демократическим порядкам. И
хотя институт императорской власти уже не является центральным звеном
политической системы, он по-прежнему занимает важное место в обществе, что
обусловлено позитивным отношением японского народа к императорской династии как
особому элементу национальной истории и культуры.
ФУДЗИВАРА,
род — старейший и известнейший придворный клан (Фудзивараси), обладавший
огромным политическим влиянием и властью в период Хэйан (794–1185). Его влияние
при дворе в тот период было абсолютным, а вклад в развитие японской культуры
так велик, что это время и следующие три столетия иногда называют эпохой
Фудзивара.
Основана
эта выдающаяся семья была в VII в. представителем сильного клана Накатоми-но
Каматари.
В
Фудзивара-но
Ёсифуса впервые стал официальным регентом при императоре Сэйва (850–881). Таким
образом, впервые в японской истории император был бескровным путем отстранен от
власти. Фудзивара стали основателями очень популярной в следующие века практики
регентства.
Единственным
неудобством для клана Фудзивара было то, что регенты освобождались от службы,
когда император достигал совершеннолетия. Поэтому Фудзивара-но Мотоцунэ ввел
новый официальный пост — кампаку (верховный канцлер, регент при взрослом
императоре).
Наибольшего
могущества клан Фудзивара достиг при Митинага (966–1028), который стал отцом
четырех императриц и дедом трех императоров и практически правил империей на
протяжении тридцати лет. В это время авторитет императора был еще высок, но
хотя он и освящал как высший синтоистский священник сложившиеся институты и
законы, регулирование практических государственных и частных дел было
прерогативой чиновников из рода Фудзивара, занимавших все ключевые посты в государственном
аппарате. В этот же период особенного расцвета достигает культура, составляются
поэтические сборники, строятся новые храмы и дворцы, например павильон Феникса.
После
смерти Фудзивара-но Митинага влияние клана стало ослабевать, особенно в провинциях.
Появились молодые, дерзкие феодалы-полководцы, смело отбиравшие силой оружия у
клана Фудзивара экономическую основу их власти — землю. Через 40 лет после
смерти Митинаги на престол взошел император, чья мать была не из рода
Фудзивара. В
Мэйдзи
МЭЙДЗИ (1852–1912)
— 122-й император Японии. Настоящее имя Муцухито. Правил с 1867-го по
Сын
императора Комэй, он стал в
За годы
правления императора Мэйдзи Япония из отсталого феодального государства
превратилась в сильное империалистическое государство. Заложил и развил в
Японии основы абсолютной монархии.
Похоронен
в мавзолее Момояма, в Фусуми (Киото).
Реставрация Мэйдзи
Япония недолго оставалась
в изоляции от Европы после западной экспансии, начавшейся в конце 18 в. С
1790-х годов русские из северных поселений стали налаживать контакты с
населением Курильских о-вов, Хоккайдо и даже Нагасаки. Позднее имели место
редкие визиты англичан и американцев. Опиумная война (1839–1842), которую
Великобритания развязала в Китае, привела японское чиновничество к осознанию
того факта, что западная политика опирается на мощную военную поддержку, и
когда в 1853–1854 эскадра под управлением коммодора Мэтью Перри потребовала
открыть японские порты для американских судов, японцам пришлось согласиться на
это требование.
Затем аналогичные
действия предприняли другие государства, и в 1858 переговоры, проходившие под
руководством американцев, привели к установлению торговых отношений со странами
Запада по образцу тех, которые уже были налажены на китайском побережье. Они
предусматривали открытие договорных портов, введение консульской юрисдикции в
отношении иностранных граждан и ограничение размеров японских таможенных
пошлин. Многим японцам заключенные договоры казались неравноправными и
унизительными. Быстро распространились настроения ксенофобии, сопровождавшиеся
нападениями на иностранцев, что даже привело к обстрелу Кагосимы британскими
военными кораблями в 1863. На следующий год объединенные силы западных стран
уничтожили прибрежную артиллерию в проливе Симоносеки, обстреливавшую
иностранные корабли.
За все эти события бакуфу
подвергалась критике в Японии, поскольку сёгун совершал ошибки не только при
выполнении своего традиционного долга по обеспечению национальной обороны, но и
в плане укрепления национального единства и мощи. Наиболее сильное недовольство
выказывали крупнейшие феодалы юго-западных районов страны, особенно княжеств
Сацума и Тёсю, ставших центром движения против феодального дома Токугава. В
конце 1867 их давление привело к тому, что последний сёгун Кэйки (Ёсинобу)
добровольно решил оставить свой пост. Не удовлетворившись этим, они установили
контроль над императорским дворцом в Киото 3 января 1868. Тут же были изданы
указы, лишавшие Кэйки его власти и земель и восстанавливавшие прямое
императорское правление. Столица была перенесена в Эдо, переименованный в
Токио. Это событие, известное как реставрация, или революция Мэйдзи (название
эры правления императора, продлившейся вплоть до его кончины в 1912),
ознаменовало начало решительной попытки провести модернизацию Японии с
ориентацией на западные образцы.